Инесса и Рашид Азбухановы

Заслуженные художники Российской Федерации Почетные члены Российской Академии Художеств Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г.

Рельефные картины

СУПРУГИ АЗБУХАНОВЫ РАЗРАБОТАЛИ СОБСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, СОЗДАВАЯ РЕЗНЫЕ ИКОНЫ И РЕЛЬЕФЫ

Выставка «Христианские традиции в искусстве. Произведения из собрания МГОМЗ. Творчество Рашида и Инессы Азбухановых» была показана в деревянном дворце царя Алексея Михайловича, восстановленном по решению московского правительства по сохранившимся чертежам и рисункам в 2010 году.

Художник передает свое отношение к событию, эпохе персонифицированными или абстрактными образами.

Инесса и Рашид Азбухановы нашли иную, сугубо индивидуальную форму высказывания на универсальном художественном языке. Они создают рельефные резные картины с геометрическими структурами. Ключ для прочтения этих математически выстроенных композиций, пересечений ромбов, кругов, квадратов, – дает предыдущий блок работ этих художников, состоящий из канонических иконных сюжетов, выполненных в технике резьбы по дереву.

Почти тридцать лет назад художники обратились к древней традиции резной рельефной православной иконы и приступили к ее возрождению. Они работают с деревом разных пород (липа, сосна, кедр), совмещают скульптуру и живопись, графическую ритмику форм и сложную цветовую нюансировку. Каждое их произведение – тщательно исполненная рельефная икона с множеством изобразительных и орнаментальных мотивов. Сюжеты резных икон – образы святых и евангельские сюжеты.

Персональные выставки Инессы и Рашида состоялись в крупнейших музеях России и Европы в Государственной Третьяковскойгалерее, Государственном историческом музее «Московский Кремль», Музее имени Андрея Рублева, Музее истории города Москвы, в музеях Испании, Германии, Италии. Творчество Азбухановых было высоко оценено на персональной выставке в Ватикане в 2004 году. В 2014-м за возрождение традиции резной иконы художники были удостоены премии Правительства России.

На протяжении многих лет художники изучали структуру иконы, постигали ее метафорический язык. Значительный интеллектуальный опыт, техническое мастерство позволили открыть новую сферу творческого высказывания. Это по-прежнему циклы рельефных панно с геометрическими структурами, но совершенно иным теперь наполнением.

На масштабной выставке в музее «Коломенское» художники показали и иконы, и серию символических рельефов. Они показали новый принцип согласования элементов традиционного языка иконы и классического орнамента для выражения эмоциональных и интеллектуальных коллизий современного человека.

Избранные мотивы рельефных икон – Богоматерь Умиление, Георгий Победоносец, святой Николай, апостолы Петр и Павел, святые Борис и Глеб, Трифон… Много раз обращаясь к этим образам, художники не повторяют ранее найденный мотив, находят новые композицию, цветовой и ритмический строй.

В композиции «Апостолы Петр и Павел. Братская любовь» (2011) апостолы возвышаются над миром, над очертаниями гор и холмов, рек и океанов, над дальним горизонтом. Иногда орнаменты заполняют весь фон, сплошь покрывают одежды святых, создавая эмоциональное поле, сопутствующее образам святых, иногда обтекают поля чистой фактуры дерева, и эти паузы только подчеркивают ювелирную орнаментику.

В композициях с образом Богоматери ажурное кружево резьбы на фоне и одеждах создает ощущение легкости, воздушности, светоносности («Милостивая Богоматерь», 2014). В сюжетах «Святые Борис и Глеб», «Чудо Георгия о Змие» фон украшает торжественная панорама древнерусского города с узорчатыми теремами, башнями, многоглавыми соборами. 2000-е годы акцент в работе художников переносится на выявление текстуры дерева, живописные эффекты, авторское художническое начало все более усиливается. Но внутренний мир, состояние и характер изображенных святых сохраняют при этом канонический строй.

 

НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ХУДОЖНИКИ ИЗУЧАЛИ СТРУКТУРУ ИКОНЫ, ПОСТИГАЛИ ЕЕ МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК.

Предтеча» (2004) слодно тонированный фон акцентирует вертикальные волокна дерева. Возникает иллюзия восходящих от земли к небу воздушных потоков.

Соблюдая иконографию, Инесса и Рашид приближают икону к авторскому художествен-ному произведению, умеют предать эпоху, с которой связаны жизнь и деяния святого, дать представление о его личности торжественном стиле исполнена икона «Святой Спиридон Тримифунтский» (2014). Согласно церковной истории Святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта на Кипре, в 325 году принимал участие в I Вселенском соборе, где доказывал единство Святой Троицы.

Строгостью и внутренней силой проникнута икона «Святая Анна Кашинская» (2009).

русской истории княгиня Анна стала символом духовной стойкости. Ее супруг, великий князь Михаил Ярославич Тверской, в 1318 году был убит в Орде за отказ поклониться языческим идолам. Там же погибли сыновья княгини Димитрий Грозные Очи (1325), Александр и внук Феодор (1339). 12 июня 1909 года княгиня Анна была причислена к лику святых. торжествах в Кашине участвовала княгиня Елизавета Федоровна. Символична встреча двух драматических эпох в истории России.

Поэтичен образ святого Трифона с соколом на плече. Святой Трифон, помогающий в скорбях и болезнях, особо почитался в России. Существует предание, что во время царствования Ивана III возникло красивое предание о том, как юный сокольничий во время охоты упустил царского сокола и через три дня вновь нашел его благодаря помощи Святого Трифона.

2010-е творческие поиски привели Азбухановых к созданию принципиально новых циклов рельефной графики. Серии «ХХ век» и «Путешествия», панно с геометрическими структурами, скреплены общей художествен-ной идеей, природные явления, исторические.

Авторы избрали сюжетом ряд судьбоносных событий в истории ХХ столетия («ХХ век»), а также мотивы городов мира и экзотических природных ландшафтов («Путешествия»).

Каждое панно – зримый знак событий, единая система с акцентированным центром и симметрией элементов. Многомерен лексикон их геометрических форм, у каждого рельефа четкие координаты – Север, Юг, Запад, Восток, в центре – фигуры, аналогичные солярному знаку – крест, перекрестье, ромб.

Графические элементы так формируют пластику рельефа, что она приобретает еще и оценочные характеристики события, образа или явления. Работы Азбухановых убеждают, что ансамбли графических фигур способны выразить широкий спектр ассоциаций и ярких жизненных впечатлений. Треугольник, круг, ромбы, линия предстают в композиции в роли фрагментов, из которых художники создают эмоциональную атмосферу, характеризующую событие. Закон симметрии, который неукоснительно сохраняется, придает им величавую торжественность.

«Путешествия» – мажорная, праздничная, серия. Впечатляет ее географический диапазон городов и стран – от Парижа до Цюриха, от Египта до Чикаго. Это дневник реальных и воображаемых путешествий художников по городам, странам, историческим событиям.

У каждой работы конкретное название, оно становится кодом, пробуждающим воображение, резонатором расшифровки ритмических симфоний. Название – ключ к зрительным ассоциациям.

Инесса и Рашид стремятся сохранить ядро факта, остаться в поле притяжения истории, наполнить рельефы энергией и ритмами событий.

В «Египте» совмещены три стихии – город, солнце, вода. В короне – солнце (дерево, резьба, пигменты, золото, серебро, медь, 2011), бирюзовые волны. В центре светоносного круга – крона пальмы с королевскими листьями, раскинутыми на четыре стороны света.

Венеция – энергетический центр средне-вековой Европы. Отсюда морские пути идут по всем направлениям: на Восток, на Юг, на Запад. Азбухановы представили столицу Адриатики в форме непрерывно расширяющейся сферы, в ее центре – стратегический

В рельефе нет изображений кораблей, флотилий, экспедиций и баталий, но в единой графической системе концентрируется история великих морских держав.

«Цюрих» (2011) – динамичный ансамбль оранжевых многоугольников. Город неразрывно связан с природой, как гигантский корабль, отражен в зеркале Цюрихского озера. Дальние горные панорамы, мосты, паруса многочисленных яхт. Природа, эпические пейзажи Цюриха многие годы вдохновляли творчество Рихарда Вагнера, зримые кар-тины он преобразовывал в звуки. Художники зримое преобразили в ритмическое.

Художники разработали особый ритмический строй, чтобы выразить ощущения ХХ века.

Впечатляющая картина – Всемирная выставка 1900 года в Париже. Азбухановы избрали этот сюжет, поскольку с выставки начиналось новое ХХ столетие. Романтическая композиция «1900 год. Париж» (2011) ассоциативно передает торжество новых архитектурных и технических идей. Панно пересекает диагональная полоса с многократно повторенным орнаментом, передающим ритм конструкций Эйфелевой башни, возведенной

Всемирной выставке в Париже 1889 года. Панно «Россия. 300 лет дома Романовых»

(2011) не имеет элементов, повествующих о делах царей и императоров, нет и традиционной геральдики. Художники разработали особый ритмический строй, чтобы выразить состояние России в мире в начале ХХ века.

Новый исторический рубеж запечатлен в панно «1914 год. Россия. Первая мировая война» (2011) – Георгиевский крест с гранями в виде золотых лучей. Вся композиция представляет собой оригинальную версию архитектурного картуша с символами воинской доблести, совмещающими героическое и мемориальное начала.

«1917 год. Россия. Революция» (2012). Серп и молот, гирлянды пурпурных транспарантов.

центре, словно на празднично оформлен-ной площади, перекрестье четырех колосьев. Это память о миллионах погибших в Гражданской войне. Вокруг перекрестья – транспаранты и планетарные сферы. Революционные и последующие события отчеканены в истории не только нашей страны, но и в судьбах цивилизации.

 

ХУДОЖНИКИ СТРЕМЯТСЯ ОСТАТЬСЯ В ПОЛЕ ПРИТЯЖЕНИЯ ИСТОРИИ, НАПОЛНИТЬ РЕЛЬЕФЫ ЭНЕРГИЕЙ И РИТМАМИ СОБЫТИЙ.

Тикали, силуэты небоскребов, экспрессивные ритмы. Мегаполис предстает как гигантский механизм, центр свершений: на рубеже

XIX – XX веков город преобразили фантастические проекты классиков новой архитектуры – Д. Адлера, Л. Салливена, Ф. Райта, Г.

Ричардсона.

Апокалипсис ХХ столетия, начало Второй мировой войны, запечатлен в панно «1939 год. Берлин. Лик войны» (2012). Драматичный колорит, агрессивные, колкие формы.

Панно «1945 год. Победа» (2014). Центр композиции занимает пятиконечная красная звезда с георгиевской лентой. Фон формируют ряды маленьких крестов и зеленых звезд, символизирующих погост, как память о салюте Победы, но также и о миллионах павших. Мировое событие ХХ столетия – первый полет человека в космос. Это новый этап истории и временной рубеж. Сферическая композиция «1961 год. Полет первого человека в космос» (2012) обладает особой позитивной эмоциональной наполненностью: знаменитая улыбка Гагарина и приветственный жест осветили весь мир.

Панно «1985–1991 гг. Россия. Перестройка» (2014). В композиции нет акцентированного центра, она дробится, фрагментируется множеством автономных ритмических элементов.

«2000 год. Миллениум» (2013). Ромбические радуги над миром знаменуют начало нового тысячелетия. В давние времена наступление новой эры провидели только пророки и волхвы, миллениум же встречал весь мир.

Художников увлекает идея пространства.

Рельефе «Гимн геометрии» (2012) геометрические структуры возникают в одной точке, они движутся, расходятся во все стороны, охватывая пространство, становятся прообразом расширяющейся Вселенной. И это не

только поэтический образ, но и зрительный эффект: композиция производит эффект зарождения глубины.

Издревле люди стремились выявить материю времени. Изобретение часового механизма произвело переворот в воззрениях, эфемерное понятие обрело зримую форму. Инесса и Рашид создали свой образ времени. В их «Магии времени» (2012) словно движутся сферы Вселенной. Кажется, что диски вращаются то в убыстренном, то в замедленном темпе. У каждой сферы своя музыка, свой ритм и свое пространство. Изобретательно передан эффект глубины и мерного движения.

За магией времени следует магия звука. «Крик» (2013) рождается от полноты радости жизни и ассоциируется с алой жарптицей, «Шепот» (2013) – ассоциации с шелестом книги, услышанным многими. Геометрическая картина предоставила открытое поле эксперимента для Азбухановых.

Инесса и Рашид избрали прием орнаментальной геометрии, что дало возможность структурного подхода к решению самых разных задач. В границах единой пластической системы они достигают живопи снос культурной выразительности.

Художники совместили лексикон графических знаков с мотивами народного искусства: традиционными орнаментами вышивок, росписи предметов быта, декоративной архитектурной резьбы. Рельефные панно кажутся драгоценными праздничными покровами. Но опираясь на минимализм графических знаков, художники минуют пределы визуальной геометрии, выходят в пространство идей минимализма и это дает им возможность оперировать культурными традициями большого диапазона, что и делает их творчество подлинно современным.