Инесса и Рашид Азбухановы

Заслуженные художники Российской Федерации Почетные члены Российской Академии Художеств Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г.

Русская резная икона — живая традиция

Автор: Ольга Стругова

Дерево, как «богосозданный» материал, имеет глубокие евангельские традиции. Еще Иоанн Дамаскин сообщал, что иудеи называли христиан «чтителями деревянных богов». Подчеркивая роль этого материала, даже Ветхий завет предписывал знать «различные древодельства во всех делах».

Сакральное значение дерева усугублялось его особой ролью на Руси. Являясь основным материалом европейского Средневековья, дерево сохраняло свое значение на территории России вплоть до XIX века. Этому способствовали, с одной стороны, особенности ее исторического развития, с другой стороны — глубоко традиционный характер русской народной культуры в целом.


Большое значение имело и то, что в этом богатом лесами крае веками накапливались навыки обработки дерева, вырабатывался своеобразный художественный язык, проявлявшийся как в произведениях, выполненных в традициях древнерусского искусства, так и в предметах, созданных под влиянием западноевропейских стилистических веяний.

Подтверждение того, что дерево традиционно было основанным материалом в русском православном искусстве, можно легко найти в храмах Русского Севера. В деревянных, крытых лемехом церквях, конструктивные особенности которых позволяли свести использование других материалов к минимуму, практически все наполнение также делалось из дерева. Этот материал использовался даже при создании литургических сосудов — потиров, лжиц, дискосов. Поэтому присутствие в русских храмах резных икон и скульптур было органичным.

Близость подобных памятников русского православия народной культуре очевидна. Резьба по дереву, этому наиболее традиционному на Руси материалу, аккумулировала в себе черты, которые можно отнести к проявлению «русского стиля» в его вневременном значении, то есть к выражению национального своеобразия в художественной сфере. Применительно к памятникам православного искусства, это проявлялось, в первую очередь, в приоритете выразительной линии, силуэта, в повышенном внимании к общей стилистике произведения, где деталировка, проработка частностей уходит на второй план. Все эти особенности находились в органичном сочетании с яркой декоративностью, часто выражавшейся в обильном резном заполнении фона иконы, что ни в коей мере не нарушало цельности предмета. Не менее значима была и цветовая гамма. В раскраске деревянных икон преобладали синий, красный и белый цвета, мягкие оттенки которых получались с помощью натуральных природных красителей. В сочетании с цветом естественной древесины это создавало характерный для средневекового церковного искусства колорит. В особо торжественных случаях он дополнялся позолотой или серебрением.

Русское искусство церковной скульптуры и рельефной иконы до сих пор еще мало изучено. Лишь в последнее время исследователи стали обращать на него более пристальное внимание. Традиционно считается, что объемные изображения святых не характерны для русской культуры. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей живопись. На разных исторических этапах в православной резьбе видели то пережитки языческих верований, то католическое влияние. Периоды обострения борьбы официальной церкви с «латинянством» сопровождались гонениями на объемные изображения святых. Их выносили их храмов, прятали, а часто и уничтожали. Эта борьба стала особенно непримиримой в начале XVIII века, что было связано с усилением западного влияния. Царский указ 1722 года запрещал употреблять в церковном обиходе резные изображения святых, кроме Распятий, «искусною резьбой учиненных». Указ, однако, не принес ожидаемого результата, и за ним последовали другие. Тем не менее, сохранившиеся православные скульптуры и резные иконы позволяют сделать вывод о том, что традиция их изготовления не прекращалась. Несмотря на официальное неприятие, рельефные моленные иконы и церковные скульптуры продолжали изготовляться резчиками по всей России.

В искусстве православной резной иконы очевидны две линии. Одна из них идет от древней традиции и более близка к древнерусской живописной иконе. В этих произведениях изображение отличается статичностью и условностью. Проработка же деталей — лика, складок одежды — выполнена живописными средствами. Другая линия — барочная, возникшая к концу XVII века под западным влиянием, пришедшим через Белоруссию, Украину, Прибалтику, Скандинавию. Этому направлению резьбы был присущ большой динамизм и близость к светской культуре. Обе линии подчас переплетались, демонстрируя взаимовлияние и расширение возможностей пластического решения иконы.

Результатом развития искусства русской резной иконы явилось возникновение множества региональных школ, имевших свои особенности. На Русском Севере центрами изготовления резных произведений явились крупнейшие монастыри — Соловецкий, Кирилло-Белозерский и многие другие. Об этом свидетельствует сохранившиеся напрестольные кресты, в резьбе которых можно встретить изображения причисленных к лику святых основателей этих монастырей. В XVII веке в Ниловой пустыни на Селигере складывается иконография основателя этого монастыря Нила Столбенского. Изображение аскетической фигуры этого святого, опирающегося на костыли, расходились по всей России благодаря многочисленным паломникам. Иконки с житийными изображениями Сергия Радонежского и другими сюжетами происходили из резчицких мастерских главного православного центра — Троице-Сергиевой лавры. Чаще всего это были произведения мелкой пластики и кресты. Крупнейшим центром изготовления резных икон был Ростов Великий. Особый интерес представляют происходящие оттуда произведения, относящиеся к XVI веку, периода расцвета этого центра. Сохранившиеся в небольшом количестве, они относятся к золотому фонду русской церковной пластики. Когда в конце XIX века была осознана художественная ценность русской иконы, вспыхнул интерес и к резной иконе. Начали складываться коллекции, как музейные, так и частные. Именно тогда было положено начало собранию православной резьбы в Историческом музее, которое в настоящее время является одним из самых больших и наиболее значимых в нашей стране.

Однако само искусство русской резной иконы к тому времени было почти забыто. И лишь через столетие к нему обратились наши современные художники. Пальма первенства здесь принадлежит Рашиду и Инессе Азбухановым. Произведения этих замечательных мастеров свидетельствуют не только о желании возродить старую традицию православной резной иконы. Здесь присутствует несомненное авторское начало. Вдохновляясь древним искусством, они идут дальше, создавая не просто моленный образ, но произведение искусства. Узнаваемая пластика древней резьбы, идущая от византийских живописных традиций, приобретает современное звучание. Декоративный фон, а подчас и сам резной сюжет, переходящий на поля иконы, невольно вызывает в памяти рамы, которыми обрамлялись живопись мастеров Ренессанса — и там, и здесь они неразрывно связаны с самим изображением, сливаясь с ним в единое целое и подчеркивая его значимость.

Если на старой резной иконе мы видим потемневшее, выветрившееся дерево — след прошедших веков, то на иконах Азбухановых дерево словно излучает свет. Не так ли выглядела и древняя икона столетия назад?

Даже те иконы Инессы и Рашида, которые покрыты легкими, кажущимися прозрачными, тонировками, дают нам ощущение теплоты живого дерева. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива. Традиция продолжается.