Инесса и Рашид Азбухановы

Заслуженные художники Российской Федерации Почетные члены Российской Академии Художеств Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г.

Отзывы

Когда в конце 19 века была осознана художественная ценность русской иконы, вспыхнул интерес к резной иконе. Начали складываться коллекции, как музейные, так и частные. Именно тогда было положено начало собиранию православной резьбы в Историческом музее, который в настоящее время является одним из самых больших и значимых в нашей стране. Однако само искусство русской резной иконы к тому времени было почти забыто. И лишь через столетие к нему обратились наши современные художники.

Пальма первенства здесь принадлежит Рашиду и Инессе Азбухановым. Произведения этих замечательных мастеров свидетельствуют не только о желании возродить старую традицию православной резной иконы. Здесь присутствует несомненное авторское начало. Вдохновляясь древним искусством, они идут дальше, создавая не просто молельный образ, но произведение искусства. Узнаваемая пластика древней резьбы, идущая от византийских живописных традиций, приобретает современное звучание. Декоративный фон, а подчас и сам резной сюжет, переходящий на поля иконы, невольно вызывают в памяти рамы, которыми обрамлялась живопись мастеров Ренессанса — и там, и здесь они неразрывно связаны с самим изображением, сливаясь с ним в единое целое и подчеркивая его значимость. Если на старой резной доске мы видим потемневшее, выветрившееся дерево, то на иконах Азбухановых дерево словно излучает свет. Не так ли выглядела и древняя икона столетия назад. Даже те иконы Рашида и Инессы, которые покрыты легкими, кажущимися прозрачными, тонировками, дают нам ощущение теплоты живого дерева.

Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива. Традиция продолжается.

О.Б. Стругова — кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Государственного Исторического Музея, лауреат Государственной Премии России.

 


Мы обращаемся к творчеству одаренных современников Инессе и Рашиду Азбухановых . Эти художники служат своеобразным мостом между духовной традицией и современными требованиями высокого искусства. Их произведения прочно упираются на оба устоя. Сохраняя церковное наследие, они дарят ему современный язык, не нарушая духовной основы. Под рукой мастера дерево становится мягким и текучим, переливается, как шелк, утрачивая характерную для него твердость и ломкость. А в поясном изображении Богоматери Владимирской на фоне Кремля прожилки дерева уподобляются переплетению нитей на хитоне и клавии младенца Иисуса.

Виртуозная техника — это одна сторона творчества, а самостоятельная интерпретация русской художественной традиции — его другая ипостась. Синтез этих двух сущностей, подытоживая все сказанное выше, можно определить как выражение таланта.

Марианна Штоссель — доктор искусствоведения. Германия.

 


Художники Азбухановы стали одними из первых среди современных мастеров, подвижнически посвятивших себя искусству религиозной деревянной и работающими в этом направлении столь плодотворно.Художники владеют иблестящей техникой резьбы по дереву. Тончайшая, почти ювелирная обработка доски превращает ее в деревянное кружево, в изысканный узорчатый плоский рельеф, созвучный окладам из драгоценных металлов, что надеваются в православных храмах на писанную красками икону. Сплошь покрывающая поверхность доски вязь орнамента, струящиеся складки тканей кажутся выточенными инее из простой липовой доски, а из слоновой кости, из перламутра. Под резцом мастера дерево светится первозданной белизной, живет, дышит — и впрям становится драгоценностью. Используя древнюю технику, молодые скульпторы создали новый вид религиозного искусства, достойный занять место в храмовом убранстве и жизни верующих более значительное, нежели занимала «икона на рези» — забытая и ныне возрожденная и обновленная талантливыми мастерами драгоценное наследие художественной культуры нашего народа.

М. Чагодаева — доктор искусствоведения, профессор, действительный член Российской Академии Художеств.

 


Современность и старина, Восток и Запад гармонично соединились в творчестве молодых скульпторов Инессы и Рашида Азбухановых, за спиной которых двадцать лет тщательной работы над возрождением древнего и прекрасного искусства «икон на рези». Опираясь на опыт древних ваятелей, они отнюдь не копируют первоисточники, а создают «свой мир» религиозного творчества, поле которого не только многонациональная российская цивилизация, но и пространство христианского мира в целом. Можно сказать, что их иконы «единый вздох обоих легких европейского христианства» (Иоанн Павел II), который несет человечеству надежду на братство и взаимопонимание. Было ли что-либо подобное в русском церковном искусстве, или там, в сфере пластики доминировали «иконы в храмах», прожившие долгую и полную превратностей судьбу с XIV до XIX века.

Пожалуй, можно назвать один пример такого рода — иконостас придела Ильинской церкви в Арзамасе, возведенной близ Воскресенского собора, освященного около 1744 — 1746 годов. Он был «весь резной с резными же фигурными местными иконами...» и представлял собой неоценимую древность. «Резными здесь были южные и северные двери с изображением св. Христофора и архидиакона Стефана, царские же врата, изваянные в дереве, имели уникальную иконографию «Видения Иоанна Богослова». Кажется, что Инесса и Рашид «подсмотрели» внутренним взором давно ушедший памятник, на интуитивном уровне ощутив актуальность подобного решения пространства храма, «родного» как России, так и Европе с ее изобильной сакральной пластикой. Не случайно, видимо, мастера за двадцать лет создали не только более сотни резных икон, но также иконостасы, аналои и митрополичье место, что делает явным настроенность их «на волну» пластического оформления современного храма. Для осуществления подобной задачи требуется, прежде всего, высокое техническое мастерство, которыми Инесса и Рашид владеют в совершенстве. Им подвластна не только сложная нюансировка форм низкого рельефа, но и тончайшая проработка плоских поверхностей фона, одежд, архитектурных мотивов, элементов «пейзажа»...

Думается, что подобный художественный результат — залог дальнейшего творческого роста мастеров, за которыми большое будущее.

Рындина А.В. — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств, зав. отделом древнерусского искусства Российской Академии Художеств.

 


Непревзойденное мастерство резчиков, фантастическая интуиция скульпторов, глубинная духовность счастливо соединилось в работах художников Азбухановых. Искусство резной иконы не только восстановлено, но и вознесено на новые, неведомые прежде высоты.

А. Сафарова, искусствовед, главный редактор журнала «Декоративное искусство».

 


Пусть это чудо, которое мне посчастливилось увидеть, возводит ум увидевших к Горному миру.

С глубочайшим почтением, игумен Иринарх

 


Сегодня нам удалось встретиться с истинным искусством и это сделало нас счастливыми.

Киями Нитта, Казуко Камогава, искусствоведы, Япония

 


Восхищена необыкновенными узорочьем, рукотворностью образов и дивной душой мастров.

С. В. Гнутова, зав. сектором прикладного искусства, музей А. Рублева

 


Исключительно одухотворенные иконы, рожденные от души. Работы — как древнее богословское письмо, — но только в дереве и резьбе.

Перед работами Азбухановых хочется очистить свою душу. Они несут нам добро и чистоту помыслов.

Рыльский Свято-Николаевский монастырь