Инесса и Рашид Азбухановы

Заслуженные художники Российской Федерации Почетные члены Российской Академии Художеств Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г.

О нас

Резные иконы Инессы и Рашида Азбухановых

Современность и старина, Восток и Запад гармонично соединились в творчестве Инессы и Рашида Азбухановых — художников из подмосковного Дмитрова. Более 20 лет они работают над возрождением древнего и прекрасного искусства резной иконы.
Опираясь на опыт древних ваятелей, они отнюдь не копируют первоисточники, а создают «свой мир», поле которого не только многонациональная российская цивилизация, но и пространство христианского мира в целом.

«Для вашего творчества характерен высокий уровень исполнительского мастерства, ибо в него вы вкладываете душу и сердце, свидетельствуя о вашем бережном отношении к церковным традициям.
Возрождая древний ставшей уже редкий в наши дни вид искусства резной иконы, вы, несомненно, вносите свой посильный вклад в мировую сокровищницу памятников религиозной культуры, что неизменно привлекает к вашим работам внимание различных музеев и частных коллекционеров... Надеюсь, что ваш профессионализм не посрамит земли Русской.
Призываю на вас и ваши труды Божие благословение»

(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  2000)

Художники известны не только в России, но и за ее пределами. Персональные выставки скульпторов Азбухановых доставили эстетическое удовольствие ценителям русского искусства в Англии, Франции, Швейцарии, Германии, Италии.


«Художники наводят мост между духовными традициями и говорят нам сегодня о правде и красоте, побуждая нас к еще большему пониманию глубокого смысла существования ценностей... Идя по дороге диалога, их произведения становятся многоязычными, чтобы говорить с нами языком искусства, доброты и красоты, заложенных в сердцах каждого из нас»
(Кардинал Пауль Пупард президент папского Совета по культуре  2004)

Уникальные произведения художников находятся в коллекциях многих музеев: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный исторический музей, Музей истории города Москвы, Музей-заповедник «Дмитровский Кремль», Музей «Дом Дягилева  С. П.» в Перми, Музей Академии управления Министерства внутренних дел России, Музей народной графики в Сиднее (Австралия); в собраниях Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, президента России  В. В. Путина, в семье первого президента России  Б. Н. Ельцина, Папы Римского Иоанна Павла II, королевы Нидерландов Беатрикс, короля Испании Хуана Карлоса II.


«Резные иконы художников рождают удивительное впечатление благородной изысканности и чистоты. Инесса и Рашид стремятся создать икону не только как молельный образ, сформировавшийся в результате многовековой традиции, но и как оригинальное современное произведение искусства.»
(Крестовая палата Патриаршего дворца Московского Кремля. Выставка, посвященная 2000-летию христианства  2000).

Скульпторами выполнены не только более 100 произведений, но также иконостасы, аналои, митрополичье место. Для осуществления подобной задачи требуется, прежде всего, высокое техническое мастерство, которыми Инесса и Рашид владеют в совершенстве.


«Нам удалось встретиться с истинным искусством. Вы — явление, это чувствуют, видят, понимают все, кто соприкоснулся с вашими творениями»
(Б. Грызлов  2001)

В России, с особенностями ее исторического развития, резьба по дереву всегда имела глубоко традиционный характер народной культуры. Самый яркий пример того, как дерево использовали в русском православном искусстве, — храмы русского севера. В деревянных церквах все было из дерева. Творчество Азбухановых представляется новым словом интерпретации традиционного иконного образа — канонические композиции получили свое воплощение с помощью искусства пластики.


«Творчество Инессы и Рашида Азбухановых — уникально, безусловно талантливо и вызывает восхищение истинным служениям человеку верующему и светскому.
Образы Богородицы и русских святых поражают глубокой гармонией, ремеслом авторов и точностью в современном понимании православного образа.
Главное в творчестве Инессы и Рашида — возрождение уникальных традиций русского церковного резного искусства — весьма заметное явление в национальном изобразительном искусстве.
Я искренне рад, что эта прекрасная выставка состоялась у нас — в главном национальном музее России — Третьяковской галерее».

(Генеральный директор Третьяковской галереи В.Родионов  2009)


«Благодарю руководство Третьяковской галереи за проведение выставки „Резная икона“.
Произведения Инессы и Рашида Азбухановых восхищают и заставляют нас задуматься.
В работах соединились и древнее и современное искусство, доброта и любовь.
Желаю творческих успехов, неугасаемого таланта, передать свой опыт ученикам. Желаю Вам здоровья, любви и благодати».

(Светлана Владимировна Медведева  2009)


«Возвращаюсь мысленно ко дню открытия выставки „Рукотворный образ“ семьи Азбухановых в выставочном зале „Толмачи“ в Государственной Третьяковской Галерее на праздник Святого князя Московского Даниила, невольно вспоминаешь о радостных мгновениях соприкосновения с чем-то необычным, красивым по своему исполнению и вдохновенным по своей идее воплощения. Мне радостно было вновь встретиться с их творчеством и увидеть новые образы, вышедшие из-под резца мастеров, умеющих неживое дерево превратить в святой образ или изящный пилон или колону будущего иконостаса.
Мое посещение выставки было усугублено тем обстоятельством, что, имея поручение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мне надлежало выступить с приветственным словом и передать устроителям, всем собравшимся и творческой мастерской семьи Азбухановых — приветствие и благословение Его Святейшества, надеюсь, по милости Божьей, мне удалось это сделать.
Мероприятие после своей официальной части прошло очень оживленно, общение между собой архиереев Русской Православной Церкви, священнослужителей, представителей дипломатического корпуса, работников министерства культуры, директоров известных московских музеев свидетельствовало о том, что не по указанию кого-то прибыли все эти люди, а благодаря своей любознательности и преклонением перед прекрасным и неповторимым.

Надеюсь, твердость держания резца мастерами не будет утрачена после таких мероприятий и они смогут подарить обществу и Церкви еще много ликов святых, которые обретут свои черты в пластике дерева, а храмы Божии украсятся прекрасными возрожденными иконостасами барочного стиля».


(Арсений, архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  2009)


«Пусть иконы, которые мы сегодня увидим, будут напоминанием о мире горнем, который существует параллельно  с нашим земным миром. К нему мы приобщаемся через свое бытие в Церкви, в том числе через церковные  праздники».

(Счетная палата. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский  Иларион 2011)
 

 

 

 

 


Большая заслуга возрождения традиции "иконы на рези" принадлежит скульптурам Инесси и Рашиду Азбухановым... Используя древнюю технику, скульпторы создали по существу новый вид религиозного искусства, достойный занять место в храмовом убранстве и жизни верующих более значительное, нежели занимали "икона на рези" - забытое и ныне возрождённое и обновленное талантливыми мастерами драгоценное наследие художественной культуры нашего народа.»

(М. Чагодаева — доктор искусствоведения, профессор, действительный член Российской Академии Художеств. 2013)


 

 

 

«...В высшей степени современные. В них есть все то,  без чего нет современного искусства. Есть искусство синтеза, есть то, без чего не может дальше развиваться искусство. Только синтез может дать новые  качественные результаты. А здесь к синтезу приближена еще и духовность»
(В. Малоледков Народный художник России, действительный член Российской Академии Художеств. 2013)